Эпоха великих генетических открытий: как сочетания вредных мутаций влияют на эволюцию белка

Научный сотрудник учебно-научного центра "Биоинформатика" ИППИ РАН Мария Логачева приняла участие в международном исследовании, в котором на примере зеленого флуоресцентного белка светящейся медузы Aequorea victoria  (GFP) было экспериментально  доказано и визуализировано влияние эпистаза на функциональность белка. Результаты работы опубликованы в журнале Nature.

Группой биоинформатиков под руководством Фёдора Кондрашова (Центр геномной регуляции, Барселона) был построен так называемый ландшафт приспособленности зеленого флуоресцентного белка (GFP). Ландшафт приспособленности, или адаптивный ландшафт своеобразная рельефная карта, на которой отображена  зависимость приспособленности вида от генотипа, где пики ландшафта соответствуют генотипам с наивысшими показателями приспособленности. В качестве меры приспособленности в данном исследовании была взята способность белка avGFP к флуоресценции, а генотипы был представлен последовательностями мутантных генов avGFP; полученных путем случайного мутагенеза из одной исходной последовательности и отличающихся от неё одной или несколькими заменами. Измерив уровень флюоресценции многих тысяч производных генотипов GFP, ученые показали, что на качество данной функции влияние имели преимущественно сочетания мутаций, в то время одиночные мутации либо совсем не влияли, либо незначительно ухудшали функцию свечения. Взаимодействие двух и более мутаций называется эпистаз. Он может быть положительный, когда две слабовредные мутации нивелируют действие друг друга; или отрицательный (негативный), когда мутации, наоборот, усиливают действие друга друга. В данном случае ученые в более чем 30% генотипов наблюдали негативный эпистаз.

«Есть такая игра, когда участники кладут по очереди  деревянные бруски друг на друга, и проигрывает тот, чей брусок обрушит башню. Процесс эпистаза похож на эту игру, где бруски – это вредные мутации, и тем лучше, чем раньше очередной брусок обрушит башню, не позволив мутациям накопиться» поясняет участница исследования Мария Логачева. – «Пороговый эффект, при котором погибают только отдельные особи с множественными мутациями, каждая из которых сама по себе слабовредна, что обеспечивается эпистазом – это механизм, позволяющий избежать накопления мутационного груза».

В представленной работе эпистаз впервые был показан на широком спектре экспериментальных данных.

Ранее Федор Кондрашов с сотрудниками разработали модель эволюции белков в долгосрочном масштабе (десятки и сотни миллионов лет). А в данной работе, используя набор ортологов (то есть белков, произошедших от одной предковой последовательности) GFP из других видов, ученые оценили некоторые характеристики для этого набора, в частности, вклад эпистаза в эволюцию этих белков и долю нейтральных замен. Оказалось, что эти характеристики очень хорошо согласуются с теми, которые были показаны на экспериментальных данных по avGFP.

Характеристика ландшафта приспособленности для белка GFP имеет важное значение для фундаментальных исследований в молекулярной эволюции и  популяционной генетике, а, кроме того,  для дизайна белка: знание того, как те или иные замены и их взаимодействие влияют на функцию белка, позволит избавляться от нежелательных свойств, сохраняя при этом нужные.

Иллюстрация концепции ландшафта приспособленности зеленого флуоресцентного белка. Зеленая точка в центре — немутированный белок, точки на окружностях — мутантные варианты с одной, двумя и тремя отличающимися аминокислотами. Цвет отражает фенотип (индивидуальные свойства) мутанта: зеленый — мутант ярко светится, серый — мутант не светится. Стрелки отражают возможные маршруты движения по ландшафту приспособленности. B. Визуализация всех полученных в работе данных на одной картинке. Последовательность зеленого флуоресцентного белка изображена в виде окружности: каждый маленький сектор обозначает одну аминокислотную позицию. Чем дальше круг находится от центра, тем больше мутаций содержит белок. Доля зеленого в каждом секторе отражает долю функциональных мутантов.

20.05.2016 |