Войти
Логин:
Пароль:
Забыли пароль?
научная деятельность
структура институтаобразовательные проектыпериодические изданиясотрудники институтапресс-центрконтакты
русский | english
Семинар Лаборатории обработки сенсорной ... >> Семинары 2012 г. >> Аннотация к докл. О.Ю.Орлова 26.01.2012

«Лягушонок на жердочке»: как сеголетки выбираются из ямы
О.Ю. Орлов
(ИППИ РАН)

Бесхвостые – образцовый «живой автомат» с минимальный набором стереотипных врожденных форм поведения, необходимых для выживания (простые реакции на добычу и опасность; оптокинез, фототаксис). Работа Леттвина и др. (1959) на зрительной системе лягушки положила начало нейроэтологии, связав представления классической этологии Лоренца–Тинбергена о ключевых стимулах с нейрофизиологией. Бесхвостые дают образцовые примеры сверхоптимальных стимулов и смешанного поведения, детекторной организации поведения (Пигарев), чёткой анатомической локализации разных зрительных функций (Kickliter, Бастаков-Мантейфель), гетерохронии формирования элементов функциональных систем (по П.К.Анохину) и другого.

Врожденные формы поведения бесхвостых служат средством изучении их органов чувств, например, цветового зрения (Birukow; Гнюбкин-Кондрашев-Максимов- Орлов; Muntz). Нередко исследователь намеренно упрощает ситуацию, сводя к минимуму факторы, определяющие поведение животного. Это может служить источником видимой простоты поведения (прямой зависимости «только» от ключевого стимула). В сложной же ситуации один и тот же зрительный стимул лягушка воспринимает по-разному (как добычу либо опасность) в зависимости от «контекста» – сложности общего фона (Бастаков), или цвета окружения (Гнюбкин и др.). Экстирпация претектума превращает жабу и лягушку в «живой автомат» (Ewert; Кондрашев и др), движимый действительно только ключевым стимулом, напоминая о сложности зрительной интеграции в норме.

…Упасть в яму – рядовая ситуация в жизни сеголетка. Выбираясь из посудины в опыте, он использует (1) прилипание к стенке, (2) прямые прыжки к краю и (3) карабкание по стенке и любому подходящему предмету – ветке или планке. Видно, что при этом он решает «непростую 3D задачу», явно учитывая высоту над землей, и т.д. Это врожденная форма поведения мало изучена и содержит перспективы экспериментального исследования.

Комментарии

НОВОСТИ И ОБЪЯВЛЕНИЯ
Семинар лаборатории № 8 (в ZOOM): 21 января в 14:30. Д.Н. Лапшин, Д.Д. Воронцов. Исследование простр...
Семинар лаборатории № 8 (в ZOOM): 14 декабря в 10:00. И.С. Лосев. Архитектура нейронных Deep Learnin...
Семинар лаборатории № 8 (в ZOOM): 24 декабря в 14:30. И.М. Зенкин. Общая теория зрительного поля и п...
Семинар лаборатории № 8 (в ZOOM): 17 декабря в 14:30. И.М. Зенкин. Общая теория зрительного поля и п...
Семинар лаборатории № 8 (в ZOOM): 10 декабря в 14:30. В.А. Бастаков. Цветовосприятие в распознавании...
Семинар лаборатории № 8 (в ZOOM): 3 декабря в 14:30. Олег Орлов. «Бонгард сегодня». Оглядываясь наза...
Семинар Добрушинской математической лаборатории ИППИ РАН 1 декабря, вторник, 16:00 пройдет в Zoom...
Семинар лаборатории № 8 (в ZOOM): 26 ноября в 14:30. Лидия Шестопалова. Негативность рассогласования...
Семинар Добрушинской математической лаборатории ИППИ РАН 24 ноября, вторник, 16:00 пройдет в Zoom...
Семинар лаборатории № 8 (в ZOOM): 19 ноября в 14:30. Варвара Веденина. Мультимодальные брачные сигна...
Все новости   
 

 

  © Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Институт проблем передачи информации им. А.А. Харкевича Российской академии наук, 2021
Об институте  |  Контакты  |  Старая версия сайта