НЕигры в биологов, или Как спирали у сосновых шишек и ракушки улиток рассказывают о математике в природе
Валять дурака в каникулы – банально. Неравнодушные к биологии школьники предпочли отдыху интеллектуальный штурм. На Школу молекулярной и теоретической биологии в Пущино съехались старшеклассники и абитуриенты из самых дальних уголков страны и зарубежья. В числе преподавателей Школы – специалисты учебно-научного центра «Биоинформатика» ИППИ РАН.
Проект фонда «Династия», летняя школа молекулярной и теоретической биологии, длится более двух недель: с 4 по 20 августа. В этом году для участия было отобрано 74 заявки. Чтобы пройти конкурс – пять человек на место – недостаточно просто интересоваться биологией, необходимо иметь уровень подготовки выше общеобразовательного. В Школе участвует группа старшеклассников из Испании, и многие курсы англоязычные, поэтому знание языка стало дополнительным критерием отбора.
Эффект тотального погружения успешно реализуется благодаря плотному графику занятий. С утра учёные, многие из которых специально по этому поводу приехали из-за границы, читают ребятам лекции и спецкурсы по биологии и смежным дисциплинам. А после обеда и до самого вечера ведется исследовательская работа. В 11 лабораториях участники Школы проводят биоинформатический анализ и ставят эксперименты с реагентами: у ребят есть возможность и поработать за компьютером, и примерить белый халат.
«Я участвовала во многих биологических школах, где были только лекции и практические занятия. А здесь мы ещё работаем с настоящими реактивами. Мы первооткрыватели – изучаем то, что до нас ещё не исследовали. В общем, здесь классно!», - делится впечатлениями закончившая 10-й класс Наташа Боброва.
В лаборатории зам. директора ИППИ РАН, руководителя УНЦ «Биоинформатика» Михаила Гельфанда в этом году люднее всего. Помимо нее Михаил Сергеевич ведёт два спецкурса, один из которых – биоинформатический – читается на двух языках.
Гельфанд с ребятами рисуют на асфальте и клеят из зубочисток многогранники. Потом разглядывают кристаллы, считая у них грани и рёбра. Это спецкурс «Камушки и цветочки»: о математике в природе.
«Вот ромашка. У нее всегда либо 21, либо 34 лепестка. Также у каждой шишки 8 и 13 разнонаправленных спиралей. Это проявление чисел Фибоначчи в живых формах. Мы с детьми считаем лепестки и спирали у шишек и ананаса, мерим ракушки улиток, и я объясняю им эти закономерности» - рассказывает Михаил Гельфанд о своем спецкурсе.
Организаторы стараются разбавлять биологическую программу и расширять кругозор детей. Например, один из самых популярных спецкурсов посвящён истории науки в Средневековье. Вечером относительно свободное время участники проводят в творческих студиях: учатся чайной церемонии, занимаются художественной обработкой кожи и другими ремёслами.
Школа проходит уже в четвёртый раз, и многие ребята приезжают сюда повторно.
«На прошлогодней школе мы с одной участницей выдвинули интересную гипотезу, которая получила предварительное экспериментальное подтверждение, а на этой школе мы проводим окончательную проверку и планируем написать совместную статью. Девочка сейчас учится в Эдинбурге, а на Школу приехала помогать уже в качестве старшего товарища», – говорит куратор одной из лабораторий, сотрудник УНЦ «Биоинформатика» Анна Казнадзей.
«Здесь, в отличие от школ и университетов, не действует иерархия, дети общаются со взрослыми на равных. Мы намеренно принимаем только школьников и тех, кто поступил на 1-й курс. Это тот возраст, когда еще можно повлиять на отношение к учёбе и интеллектуальной деятельности. Важно то, что здесь мы занимаемся настоящей наукой», - объясняет концепцию Школы ее научный директор, руководитель лаборатории в Центре геномной регуляции в Барселоне Фёдор Кондрашов, – «Главный показатель успешности нашего мероприятия, что дети на третий день начинают повально улыбаться друг другу и организаторам».
Лекция сотрудницы УНЦ "Биоинформатика" Зои Червонцевой
В первые дни Школы слушатели знакомились с лабораториями, в которых потом выполняли научные исследования
Жаркая летняя погода не мешала участникам сосредоточиться
Спецкурс Михаила Гельфанда "Камушки и цветочки"
Слушатели спецкурса рассматривают кристаллы
Михаил Гельфанд предпочитает вести занятия на открытом воздухе
Экспериментальная работа в лаборатории
Сотрудник УНЦ "Биоинформатика" Анна Казнадзей помогает участникам Школы ставить эксперимент
Научный директор Школы Фёдор Кондрашов рассказывает о географии проекта: в этом году съехались школьники со всей России, от Владивостока до Северодвинска, есть делегация ребят и из Испании.
Участница из Москвы Наташа Боброва с черепашкой Омом, питомцем УНЦ "Биоинформатика"
Параллельно с Школой молекулярной и теретической биологии в Пущине проходил интенсив "Анализ данных секвенирования", занятия на котором проводили сотрудники УНЦ "Биоинформатика"
14.08.2015 | |