Специалисты Института проблем передачи информации им. А.А. Харкевича (ИППИ РАН) удостоены Премии правительства Москвы молодым учёным за 2015 год за разработку и внедрение системы классификации автотранспорта. Торжественная церемония награждения молодых талантов состоялась 5 февраля в здании московской мэрии. Высокую награду сотрудникам Лаборатории зрительных систем ИППИ РАН Тимуру Ханипову, Антону Григорьеву и Елене Кузнецовой вручил Мэр Москвы Сергей Собянин. |
|
«Москва по-прежнему остается российским и мировым лидером в области науки. Треть всех ученых России находятся в Москве. Поздравляю вас и в вашем лице науку Москвы с большим праздником, с Днем российской науки!», – обратился к лауреатам Сергей Собянин.
Премия молодым учёным присуждена за разработку программно-аппаратного комплекса «Автоматический классификатор транспортных средств АКТС-4». Конкурсная заявка была признана лучшей в области «Автомобильный и железнодорожный транспорт и инфраструктура».
Основная задача, решаемая АКТС-4, – частичная и полная автоматизация тарификации на пунктах оплаты платных автодорог, что способствует повышению их пропускной способности и снижению времени ожидания автомобилистов в очереди. Новый автоматический классификатор транспортных средств АКТС-4 – это уникальная для мирового рынка система такого типа, обеспечивающая высокое, выше 99,7%, качество классификации даже в сложных условиях автодорог и климата России.
Разработку АКТС-4 на базе ИППИ РАН вело малое инновационное предприятие (МИП) ООО «Визиллект Сервис», учрежденное Институтом с целью коммерциализации компетенций в области компьютерного зрения и интеллектуальных автономных систем. Проще говоря, МИП призван «превращать» научные результаты в промышленные продукты. В компании, помимо научных сотрудников Института – лауреатов премии – работают инженеры и программисты различного профиля, обеспечивая полный цикл разработки сложных интеллектуальных систем.
Уникальные свойства созданного комплекса были достигнуты за счет применения развиваемых Лабораторией зрительных систем ИППИ РАН передовых технологий технического зрения, сочетающих в себе элементы машинного обучения, обработки изображений, построения и анализа моделей.
«Для меня стал большим праздником тот день, когда АКТС в реальной эксплуатации показал требуемое качество и стабильность работы. Это был долгий путь, мы работали почти пять лет. И вдвойне приятно, что труд ребят оказался так высоко оценен. В проекте работало более двадцати человек, и каждый был на своем месте, и без любого из них нам было бы гораздо трудней. Но именно Тимур, Антон и Лена – это ядро команды, молодые учёные и при этом - отличные промышленные программисты, люди, вложившие немало ума, труда и частичку души в этот большой и сложный проект», – поздравил коллег заведующий Лабораторией зрительных систем ИППИ РАН, технический директор «Визиллект Сервис» Дмитрий Николаев.
Работа над проектом АКТС-4 велась совместно с инженерами российской компании RUTOLL - непосредственного заказчика и правообладателя уникального продукта. Компания RUTOLL является основным поставщиком интеллектуальных решений для платных дорог России и разработчиком первой Российской системы взимания платы – инновационной интеллектуальной системы, в которую заложен потенциал постоянного развития. Это делает возможным внедрение самых современных технологий в уже реализованные объекты.
Так на текущий момент АКТС-4 внедрен компанией RUTOLL и успешно эксплуатируется на пунктах оплаты федеральных дорог М1 «Северный обход Одинцова», М4 «Дон» и «Западного Скоростного Диаметра» в Санкт-Петербурге. Более 200 полос, на которых установлен АКТС-4, ежедневно обрабатывают почти 0,5 млн проезжающих автомобилей, стабильно показывая высокую точность и надежность распознавания.
«Мы довольны нашим результатом. АКТС-4 на текущий момент не имеет аналогов в мире. До сих пор мы и наши международные партнеры повсеместно сталкивались с проблемами классификации транспорта, что и послужило толчком для создания нового продукта, который бы работал и на пользователей платных дорог и на концессионеров. Мы уже внедрили продукт на большинство наших объектов, можем с уверенностью сказать - использование АКТС-4 имеет весомый экономический результат и он действительно работает при любых погодных условиях», – отметил генеральный директор компании RUTOLL Иван Плотников.
Для научных сотрудников ИППИ РАН это не первая премия от столичного правительства. В 2013 году молодые учёные Института – Дмитрий Осипов, Алексей Фролов и Евгений Хоров – получили аналогичную премию в номинации «Информационно-коммуникационные технологии».
Лауреаты Премии правительства Москвы молодым учёным за 2015 год
Автоматический классификатор транспортных средств АКТС-4
08.02.2016 | |