Деградация паразита: прочитан полный геном Очень Маленького Существа

Учеными из ИППИ РАН, МГУ и СПбГУ был прочитан и опубликован в журнале Current Biology полный геном Очень Маленького Существа, почти без мозга и с минимальным набором генов.

Речь идет об организме Intoshia linei, который относится к ортонектидам – паразитам морских беспозвоночных. Они обитают внутри хозяев в форме многоядерной клетки, производя на свет червеобразных самцов и самок, состоящих из нескольких сотен клеток и лишенных систем пищеварения, циркуляции или выделения. В XIX веке, когда эти организмы были впервые открыты, предполагалось, что они могут быть переходным звеном между одноклеточными и многоклеточными организмами. Сегодня новые данные (в том числе и геномные, представленные в статье) указывают на то, что эта группа упростилась в процессе эволюции в связи с паразитическим образом жизни.

Отличительной чертой Intoshia linei является нервная система, которая настолько примитивна, что раньше считалось, что ее и вовсе нет. Скажем, у круглого червя Caenorhabditis elegans (одного из самых простых организмов с нервной системой) имеется 302 нервных клетки. У Intoshia linei их число не превышает 40. Кроме того эти ортонектиды утратили часть генов, участвующих в работе нервной системы, но ключевые гены остались.

Довольно простым оказался и геном этого организма – в нем порядка 9000 генов, кодирующих белки (для сравнения, у Caenorhabditis elegans и у человека порядка 20000 генов). Анализ этого генома особенно интересен в связи с тем, что он позволяет установить своеобразный “минимальный набор генов”, с сохранением основных признаков билатеральных (двусторонне-симметричных) животных и работающей нервной системы.

Современная биологическая систематика насчитывает всего 35 типов животных – крупных таксономических групп. Intoshia linei – первый представитель своего типа, чей геном был прочитан.

Новость подготовил старший научный сотрудник ИППИ РАН, кандидат биологических наук Александр Панчин