ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Войти
Логин:
Пароль:
Забыли пароль?
научная деятельность
структура институтаобразовательные проектыпериодические изданиясотрудники институтапресс-центрконтакты
русский | english

Генетико-лингвистическая полемика: возвращение идишу немецкой родины

 

Междисциплинарная группа ученых из России, Чехии и Англии, в которую вошел сотрудник учебно-научного центра «Биоинформатика» ИППИ РАН Павел Флегонтов, выступила с критикой версии о том, что этнос евреев-ашкеназов и их язык идиш сформировались в восточной Турции, а не в Германии, как считалось ранее. Такая версия была выдвинута научной группой под руководством Эрана Элхаика из университета Шеффилда (Великобритания) и широко разошлась в СМИ весной этого года.  

В опубликованной в журнале Genome Biology and Evolution статье Элхаик с соавторами предположили, что идиш произошел из принявшей иудаизм Хазарской империи, с X в. н.э. проник в Европу вместе с беженцами из распавшейся Хазарии и был сильно видоизменен под влиянием немецкого языка.

В ответной статье, опубликованной в том же журнале  генетики доказывают, что использованный группой Элхаика метод Geographic Population Structure (GPS) лишь приблизительно находит современную этническую группу, на которую наиболее похож исследуемый геном, но ничего не говорит о местонахождении ее предков и неприменим для этнических групп смешанного происхождения.

Метод GPS впервые был опубликован в 2014 году в журнале Nature Communications и нашел применение в ряде компаний, предлагающих платное генетическое тестирование (Prosapia Genetics, GPS Origins и др.) «Генетический GPS» находит прародину каждого генома в пределах 1000 лет. Прародину большинства исследованных ашкеназов GPS поместил в восточную Турцию.

 «Прародину латиноамериканцев, например, GPS помещает в Атлантический океан, просто усредняя географические координаты родительских народов. Подобным образом и прародина ашкеназов, являющихся смесью ближневосточных евреев и европейских народов, определяется GPS примерно посередине — в Турции (а для некоторых ашкеназов — и в Черном море)»поясняет биолог Павел Флегонтов (ИППИ РАН, Университет Остравы в Чехии).

Помимо генетиков, в коллектив авторов критической статьи входят также лингвисты и специалисты по истории ашкеназов, показывающие, что нет никаких оснований отказаться от общепризнанного взгляда на историю идиша — в своей основе верхненемецкого диалекта евреев средневековой Германии, позднее широко расселившихся в восточной Европе.

В критической статье оспариваются два утверждения, на которые опираются Элхаик с соавторами:

1) Aшкеназы — потомки средневековых хазар, которые на славянской территории сформировали ашкеназский этнос после распада Хазарского каганата (VII—X вв. н.э.). Этот сценарий происхождения ашкеназов имел последователей в середине прошлого века, однако сегодня ученые от него отказались по причине отсутствия каких-либо прямых указаний и фактов в пользу такой преемственности. Сегодня круг сторонников хазарской теории практически ограничивается Элхаиком и его соавторами. Неслучайно авторы критикуемой статьи почти не упоминают тюркоязычный Хазарский каганат, употребляя вместо этого изобретенный ими термин «славяно-иранская конфедерация», бессмысленный с исторической точки зрения.

2) Язык ашкеназов, идиш — это исходно славянский язык («пятнадцатый славянский язык»), созданный «славяно-ирано-тюркскими» купцами для ведения торговых сделок, и впоследствии подвергшийся сильному влиянию немецкого. Эта гипотеза была когда-то высказана и с тех пор активно защищается Полом Векслером — одним из соавторов критикуемой статьи. Однако, несмотря на большое количество публикаций, Векслер так и не смог найти последователей среди лингвистов и историков.

«Векслеровский сценарий происхождения идиша так явно нарушает законы языковых контактов и содержит такое количество ошибок в материале, что воспринимается научным сообществом скорее как проявление эксцентричности, нежели как заявка на научную гипотезу». — утверждает лингвист Алексей Касьян (ИЯ РАН, РАНХиГС). «По общепринятому мнению, идиш содержит элементы иврита и несомненно славянские лексические и грамматические заимствования, но славянский язык никак не может считаться первоосновой идиша. Напротив, славянские элементы в идише были приобретены в результате недавних контактов между ашкеназами и славянами: поляками, украинцами, белорусами, русскими».

Кроме того, в том же журнале Genome Biology and Evolution почти одновременно вышла и статья немецкого лингвиста Марион Эптрут: «Yiddish Language and Ashkenazic Jews: A Perspective from Culture, Language, and Literature», критикующая работу Элхаика и соавторов. Несколько заметок с резко негативными отзывами опубликовала американский лингвист Ася Перельцвайг: «Is Yiddish to Be Traced to Turkey?», «Turkey, Shmurkey! — A Response to Das et al. (2016)».

17.07.2016 |
 

 

© Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Институт проблем передачи информации им. А.А. Харкевича Российской академии наук, 2024
Об институте  |  Контакты  |  Противодействие коррупции