Алексей Бородин, главный научный сотрудник лаборатории алгебры и теории чисел ИППИ РАН и профессор математики Массачусетского технологического института (MIT) избран действительным членом Американской академии искусств и наук — одной из старейших научных организаций США. Он вошел в число 213 ведущих представителей академической науки, бизнеса, мира искусства и общественных деятелей, избранных в Академию в 2018 году.
Едва ли не вся теория вероятностей и математическая статистика XIX-XX веков выстроена вокруг самой известной статистическо-вероятностной модели – закона нормального распределения (закона Гаусса). Он позволяет описать и понять значительную часть случайности, наблюдаемой в окружающем нас мире физических, биологических и даже социально-экономических явлений: общим для них является действие многих слабых, независимых друг от друга случайных факторов. Математические модели и реальные объекты, которые хорошо описываются гауссовской статистикой, принято относить к так называемому "классу универсальности Гаусса".
Около четверти века назад американские математики Крэг Трэси и Гарольд Видом открыли близкий по смыслу и значению закон распределения вероятностей, названный их именем. Распределение Трэси-Видома описывает явления, которые, на первый взгляд, совершенно не связаны друг с другом. Новое распределение вероятности возникает в ситуациях, когда случайно действующие факторы каким-то образом влияют друг на друга, то есть не могут считаться независимыми. Как стало ясно в последние десятилетия, математические модели явлений самой разной природы, обладающие этим свойством, приводят к одному и тому же набору вероятностных распределений, необходимым элементом которого является распределение Трэси-Видома. По имени физиков, которые в 1986 году одними из первых рассмотрели такую модель, такой класс стали называть "классом универсальности Кардара-Паризи-Чжана (Kardar, Parisi, Zhang)", или KPZ.
Почему класс универсальности KPZ и распределение Трэси-Видома, "гауссиана XXI века", оказываются столь повсеместно распространенным - одна из загадок современной науки. Именно она породила широчайшую область исследований в математике и физике, одним из основных мировых экспертов которой стал Алексей Бородин. Естественно поэтому его работы невозможно отнести к одной узкой области математики. Они затрагивают широкий круг вопросов: теорию представлений, алгебраическую комбинаторику, классический анализ, случайные матрицы, вероятностные процессы и математическую физику. При помощи сложных математических инструментов он показывает, что многие ранее неразрешимые вероятностные системы могут быть интегрируемыми или точно решаемыми.
Алексей Бородин родился в Донецке в 1975 году, в 1997 году окончил механико-математический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова, получил степень PhD по математике Университета Пенсильвании. С 2003 по 2010 работал профессором в Калифорнийском технологическом институте, позже перешел на работу в MIT. В 2016-2017 годах - сотрудник Radcliffe Institute Гарвардского университета. В 2008 году получил премию Европейского математического общества, в 2010 и в 2014 участвовал в Международных математических конгрессах в качестве приглашенного и пленарного докладчика: эта возможность предоставляется только лучшим исследователям в своих областях. В 2015 году Алексей Бородин удостоен престижных математических премий - Лоэва за работы в области вероятностей и Пуанкаре за выдающийся вклад в математическую физику и за работы, которые заложили основания новым направлениям в этой области знания.
Учитель Алексея Бородина (и филдсовского лауреата Андрея Окунькова) математик Григорий Ольшанский рассказывает: «Алексей Бородин начинал с теории представлений; в своей первой большой работе он открыл способ решения задачи гармонического анализа на бесконечной симметрической группе в терминах детерминантных точечных процессов. Затем последовали другие результаты о представлениях бесконечномерных групп и серия статей о детерминантных процессах, включая знаменитую формулу Бородина-Окунькова, решение проблемы Байка-Дейфта-Йохансона и часто цитируемую заметку о биортогональных ансамблях. Потом последовали его замечательные работы об изомонодромных деформациях разностных уравнений (воскресившие полузабытые труды Биркгофа-старшего начала XX века) и дискретных аналогах уравнений Пенлеве). И далее— длинный цикл работ, связанных с вероятностными моделями математической физики. В этой области Бородин создал новое направление исследований, которое он назвал “integrable probability” (интегрируемая вероятность) — по аналогии с интегрируемыми системами».
С момента своего основания в 1780 году академия избирала в свои ряды ведущих мыслителей и практиков своего времени. В настоящее время членами академии являются более 200 лауреатов Нобелевской премии и 100 лауреатов Пулитцеровской премии. Среди наших соотечественников в Академию в разное время в качестве действительных, иностранных и почетных иностранных членов избирались всемирно известные математики, физики, инженеры, общественные деятели, в том числе математики ИППИ РАН: И.М. Гельфанд, Р.Л. Добрушин, Я.Г. Синай, Г.А. Маргулис. Торжественная церемония посвящения новоизбранных членов академии состоится в октябре 2018 года в Кембридже.
15.05.2018 | Иванов Кирилл Владимирович |