ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Войти
Логин:
Пароль:
Забыли пароль?
научная деятельность
структура институтаобразовательные проектыпериодические изданиясотрудники институтапресс-центрконтакты
русский | english

Что мы теперь знаем о генах опасного борщевика Сосновского

Биологи из группы геномики растений — неформальной коллаборации научных сотрудников Института проблем передачи информации им. А. А. Харкевича Российской академии наук и Сколковского института науки и технологий — впервые проанализировали геном борщевика Сосновского и выяснили, что он содержит вдвое больше генов, чем другие растения. Исследователи выяснили причину феноменально большого числа генов, а также определили функцию одного из них. Результаты работы опубликованы в PlantJournal. Мария Логачева, один из авторов статьи, рассказывает о целях, ходе и результатах исследования.

 

Почему мы решили исследовать геном борщевика Сосновского

Борщевик Сосновского (Heracleum sosnowskyi) — инвазивное растение, широко распространившееся за пределы своей естественной среды обитания на Северном Кавказе. В середине прошлого века борщевик активно выращивался на северо-западе Европейской России в качестве кормовой культуры, откуда и начал свое распространение по всей России. Борщевик быстро растет и захватывает большие площади, подавляя местную флору. Более того, сок растения содержит фуранокумарины — вещества, повышающие чувствительность организма (чаще кожи и слизистых оболочек) к воздействию ультрафиолета и приводящие к ожогам при физическом контакте с борщевиком.

Мы задались вопросом, как борщевик Сосновского преодолел «парадокс инвазивности» (тот факт, что при интродукции происходит обеднение генетического разнообразия по сравнению с первичным ареалом, тогда как для успешного распространения в новом ареале желательно высокое генетическое разнообразие)? Чтобы это понять, необходимо было получить референсный геном, что и стало первоначальной задачей исследования. Наличие референсных геномных последовательностей облегчает биологический контроль инвазивных видов, в частности, идентификацию на основе ДНК, анализ популяционной структуры (в том числе возможной гибридизации с аборигенными видами), исследование взаимодействия с потенциальными вредителями и патогенами и создание видоспецифичных маркеров, позволяющих отличить борщевик Сосновского от близких видов.

В ходе работы над сборкой генома открылись новые грани, связанные с необычно большим числом генов в геноме. Мы проанализировали их профили экспрессии в различных частях растения и экспериментально показали функцию для одного из них.

Как проходило исследование

После того, как на секвенаторе были получены сырые данные, затем проведена сборка, проверка и коррекция генома, на этапе аннотации – разметке генома на гены — было получено неожиданно большое количество генов. Их оказалось около 55 тысяч, тогда как обычно у растений, которые не претерпели недавних полногеномных дупликаций, их сильно меньше — 25-35 тысяч. Был проведен ряд дополнительных расчётов, направленных на то, чтобы понять, не ошибка ли это, и если нет, то в чём причина такого большого количества генов?

Выяснилось, что причиной являются многочисленных тандемные дупликации, произошедшие у общего предка борщевика и некоторых других зонтичных. Тандемными дупликациями называют повторенные в геноме последовательности, лежащие рядом.
В состав такой последовательности может входить только один или несколько генов и межгенных участков. Это достаточно необычное явление, для растений гораздо более характерны и лучше изучены полногеномные дупликации, когда число копий увеличивается у всех участков генома, а не у отдельных сегментов.
Многие из генных семейств, в которых произошло резкое увеличение числа генов, связаны с синтезом вторичных метаболитов, в том числе линейных фуранокумаринов (псоралена и его производных). Мы изучили и экспериментально показали функцию одного из таких генов — преобразование мармезина в псорален. Изучение генов, связанных с синтезом фуранокумаринов, открывает пути для управления этим процессом с помощью генной инженерии.

 

Какие методы применялись в работе 

Центральными для данной работы методами являются полногеномное секвенирование и различные подходы сравнительной геномики. Помимо этого, мы использовали генную инженерию для создания дрожжей, экспрессирующих ген псорален-синтазы борщевика, и масс-спектрометрию для идентификации продуктов реакции. 

Оптимизация сборки генома была проведена с помощью специальной программы MABS, написанной Михаилом Щелкуновым, сотрудником лаборатории №19 и первым автором статьи.

 

 

Соавторы работы (5 из 10): Денис Омельченко, Анна Клепикова, Михаил Щелкунов, Мария Логачёва, Алексей Пенин. Фото Софьи Прокопчук.

Михаил держит плакатик с надписью «Дорогой редактор, если вы сочтете нашу статью недостаточно значимой, то мы привезем и рассадим в вашей стране борщевик в 20 разных тайных местах, чтобы увеличить значимость» (шутка!)

Дальнейшие планы

Наша работа открывает путь для дальнейших генетических исследований борщевика Сосновского, которые важны для понимания закономерностей инвазии этого вредного растения. Мы планируем развивать работу с геномом борщевика в двух направлениях. 

Во-первых, это анализ генетического разнообразия этого вида в первичном (исходном) и вторичном (возникшем после инвазии) ареалах. С помощью коллег из Ботанического института им. В. Л. Комарова и других научных организаций, а также активистов движения по борьбе с борщевиком, мы собираем и анализируем образцы со всей России – от Калининграда до Дальнего Востока. Это позволит понять закономерности распространения этого вида, стратегии его инвазивности, выяснить, как соотносятся между собой борщевик Сосновского и близкие виды, в частности, активно распространяющийся в Западной Европе борщевик Мантегацци.

Тут очень много вопросов. Возможно, это не разные виды, а один полиморфный вид? А может ли борщевик Сосновского гибридизировать с аборигенными видами? А что насчёт вида Heracleum pubescens, который считается эндемиком Крыма? Может быть, это не никакой не эндемик, а хорошо знакомый нам борщевик Сосновского, попавший в неподходящие для себя условия?

Второе направление связано с генами, возникшими в результате тандемных дупликаций. В нынешней работе мы фокусировались только на одном гене – псорален-синтазы; в дальнейшем мы планируем более детально описать кластеры биосинтетических генов у борщевика и у других зонтичных, чтобы понять закономерности их возникновения и изменения и их вклад в биохимическое своеобразие борщевика.

 

05.12.2023 |
 

 

© Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Институт проблем передачи информации им. А.А. Харкевича Российской академии наук, 2024
Об институте  |  Контакты  |  Противодействие коррупции