Войти
Логин:
Пароль:
Забыли пароль?
научная деятельность
структура институтаобразовательные проектыпериодические изданиясотрудники институтапресс-центрконтакты
русский | english
СМУиС ИППИ РАН >> Официальные обращения >> Обращение коллектива молодых ученых ИППИ...

Обращение в формате pdf

В ответ на объявление Министерства образования и науки о начале разработки и обсуждения моделей эффективной деятельности научных учреждений в современных условиях (http://минобрнауки.рф/новости/3521) коллектив молодых ученых и специалистов ИППИ РАН (http://iitp.ru), обращаясь к опыту научных институтов, работающих в области естественных наук, предлагает следующие функциональные требования к моделям деятельности научных институтов и иных научных учреждений (далее – научных институтов).

1. О деятельности научных институтов и критериях ее эффективности. Деятельность научного института должна осуществляться по трем основным направлениям: проведение исследований с целью получения новых знаний; обучение студентов, аспирантов, инженеров и научных работников с целью воспроизводства высококвалифицированных кадров; создание академических startup-компаний с целью создания новых рабочих мест в наукоемких отраслях промышленности. Соотношение усилий по каждому направлению деятельности может быть разным в зависимости от области наук и состава лабораторий института. Критерии эффективности должны учитывать результаты по всем трем направлениям деятельности научных институтов.

2. О самоуправлении научных институтов. Устав научного института должен содержать обязательные пункты, согласованные Академией наук, Министерством науки и образования и / или иным федеральным органом власти и, тем самым, обеспечивающие единство принципов организации научного пространства в стране. Руководство деятельностью института должно осуществляться Ученым советом, избранным всеобщим тайным голосованием научных сотрудников института. Должности директора и председателя Ученого совета института должны быть, вообще говоря, разделены: председатель Ученого совета должен выбираться всеобщим тайным голосованием и может являться, но не обязательно является, директором института.

3. О междисциплинарных коллективах, создаваемых под научную проблему. Модель деятельности научного института должна предусматривать возможность создания междисциплинарных коллективов для работы над общей научной проблемой. Так как значительное число выдающихся результатов получено и предвидится в дальнейшем на стыке дисциплин, представляется целесообразным поощрять междисциплинарные и мультидисциплинарные исследования, как проводимые в рамках одного института, так и проводимые с участием нескольких институтов, в том числе в рамках международного сотрудничества.

4. О временных и постоянных научных группах. Система временных и постоянных ставок в сочетании с системой базового и грантового финансирования должна, с одной стороны, давать возможность для развития научных групп, уже существующих в институтах, а, с другой – создавать условия для мобильности студентов, аспирантов и научных сотрудников и возникновения новых научных групп. Например, основанием для создания временной научной группы может являться получение гранта, подразумевающего участие трех и более исполнителей. Основанием для создания постоянной научной группы в структуре института может являться успешное завершение временной группой двух или более грантовых проектов и защита участниками временной группы кандидатских или докторских диссертаций по теме этих проектов.

5. О мобильности и нормативной базе расходования денежных средств. Система финансирования научного института, в частности, нормативные статьи и объемы расходования денежных средств базового и грантового финансирования, должна давать возможность для активного взаимодействия научных групп, работающих в России и за рубежом, и проведения научных школ и конференций; приглашения и оплаты приезда ученых других научных организаций, в том числе, находящихся за пределами России, для участия в работе научных школ и исследовательском и образовательном процессах принимающего института; краткосрочных визитов / командировок научных сотрудников в исследовательские центры в России и за рубеж.

6. Об образовательной функции научных институтов. В научных институтах должна проводиться активная образовательная деятельность, формами которой могут быть академические университеты (по примеру Санкт-Петербургского академического университета); базовые кафедры вузов при научных институтах (по примеру «системы Физтеха»); лекционные и семинарские занятия в вузах и специализированных школах, проводимые научными сотрудниками институтов (примеров множество); аспирантура при научных институтах; участие научных сотрудников институтов в популяризации науки. Общение работающих ученых и студентов и аспирантов критически важно для подготовки кадров для науки и внедрения наукоемких технологий.

7. Об академических startup-компаниях. В научных институтах должны быть созданы среда и условия для создания точек роста академических startup-ов – компаний, использующих наукоемкие результаты фундаментальных исследований, проводимых в институте (fundamental research with the consideration of use), и ориентированных, в том числе, на экспорт своего продукта.
Чтобы реформа модели деятельности институтов была поддержана активно работающими научными группами, переходный процесс от существующих моделей функционирования институтов РАН к вновь утвержденным моделям должен быть выработан совместно с коллективами реформируемых институтов и обсуждаться публично и заблаговременно.

29 июля 2013 года

От имени коллектива молодых ученых и специалистов ИППИ РАН

председатель Совета молодых ученых и специалистов ИППИ РАН
с.н.с. ИППИ РАН к.т.н. Д.С. Осипов

член Совета молодых ученых РАН
с.н.с. ИППИ РАН к.т.н. А.А. Сафонов

Обращение в формате pdf

 

 

  © Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Институт проблем передачи информации им. А.А. Харкевича Российской академии наук, 2016
Об институте  |  Контакты  |  Старая версия сайта