Семинары >> Семинар по теоретической семантике >> Прошедшие заседания
2017
543-е заседание
17 ноября состоялся доклад Александра Борисовича Летучего (Институт русского языка им. В.В. Виноградова, Высшая Школа Экономики)
"Влияние отрицания в главном предложении на придаточное: статистика, грамматика, аналогичные явления"
Краткое содержание доклада
542-е заседание
20 октября состоялся доклад профессора Бьорна Вимера (Universität Mainz) "Предложный результатив в западнославянских языках"
Доклад посвящен своеобразной результативной конструкции, наблюдаемой во всех западнославянских языках. В ней глагол ЕSSE сочетается с предложной группой, возглавляемой предлогом po ‘после’; эта группа имеет временнóе значение (или поддается временнóй интерпретации). Ср. следующие примеры:
-
Już jestem po śniadaniu. (польский)
-
Děti jsou po snídani. (чешский)
-
Všetci už boli po obede. (словацкий)
-
Janina bě hižo po jědźi. (верхнелужицкий)
Хотя эта конструкция почти отсутствует в остальных славянских языках, а также практически во всех общеизвестных европейских языках, ей до сих пор уделялось очень мало внимания. О ней вкратце упоминали в [Weiss 1977, 104; Tommola 2000; Giger 2003, 24], но она никогда не включалась в исследования по результативным конструкциям.
В докладе я сосредоточусь на польском и чешском языках; предметом обсуждения станут в частности:
- грамматические свойства конструкции (личное—безличное употребление, типы подлежащих);
- семантические свойства конструкции (включая ее лексическое заполнение);
- распределение этой конструкции в корпусах устной и письменной речи.
Обсуждение этих характеристик позволит уточнить место этой конструкции в грамматике. В связи с этим мне важна дискуссия на тему трактовки этой конструкции в рамках системной лексикографии и интегрального словаря. К тому же я коснусь методологических проблем, в первую очередь вопроса о том, как следует подходить к имеющимся данным и как их нужно «добывать», а также оценивать различное распределение изучаемой конструкции в разных корпусах.
Хендаут
541-е заседание
19 мая 2017 состоялся доклад Валентины Юрьевны Апресян (ИРЯ, Школа лингвистики НИУ ВШЭ) "Отрицательно и положительно поляризованные единицы в русском языке: новые факты"
Краткое содержание доклада:
Отрицательно и положительно поляризованным языковым единицам (ОП и ПП), т.е. единицам, не употребляющимся вне контекста отрицания или, наоборот, не употребляющимся в его контексте, посвящено большое количество лингвистической литературы, в том числе формально-семантической и типологической. Однако само явление поляризации рассматривается на достаточно узком языковом материале. Так, описаны отрицательно и положительно поляризованные единицы в сериях неопределенных местоимений типа any vs. some, в системе наречий времени типа yet vs. already. Известны также отрицательно поляризованные фраземы типа not to lift one’s finger и положительно поляризованные выражения со значением отношения типа unfortunately и would rather. При этом основные направления существующих исследований состоят в попытках определить и описать лицензирующие контексты (DE operators, non-veridicality). В данной работе вводится обширный новый материал языковых единиц, имеющих свойства ОП и ПП, предлагается семантическое объяснение поляризации для разных семантических подтипов внутри классов ОП и ПП, демонстрируется, что отрицательная и положительная поляризация пронизывают гораздо большие участки языка, чем было принято считать ранее, и показывается, что поляризация является шкалярным признаком. Рассматривается явление возникновения отдельных поляризованных значений у многозначных слов (в первую очередь глаголов), которые не имеют свойства поляризованности в основном значении. Устанавливается семантическая связь между механизмами отрицательной и положительной поляризации. Показывается, каким образом степень поляризованности коррелирует с семантической структурой ОП и ПП единиц.
Презентация
540-е заседание
21 апреля 2017 состоялся доклад Юрия Дерениковича Апресяна (ИППИ РАН, ИРЯ РАН) "Знание и понимание в русской лексике и в Активном словаре русского языка"
Краткое содержание доклада:
Доклад посвящен смыслу ‘знать’ в русской лексике и глаголу знать в Активном словаре (АС) русского языка. Показано, что этот смысл так или иначе входит в состав значений большого числа (около двух десятков) семантических классов глаголов, существительных, прилагательных и даже некоторых частиц, а также в большой класс глаголов понимания и некоторых их конверсивов. Приведена полностью словарная статья основного значения глагола знать, написанная для АС, и обсуждаются помещенные в ней типы информации.
Презентация
539-е заседание
14 апреля 2017 состоялся доклад Евгении Сергеевны Иншаковой (ИППИ РАН) «Разрешение местоименной анафоры в системе ЭТАП: предварительные результаты»
Краткое содержание доклада:
В докладе будет представлена система правил разрешения анафоры для возвратных и относительных местоимений и местоимений 3 лица, являющаяся частью семантического модуля системы ЭТАП. Данные правила используют информацию, которая содержится в синтаксической структуре, статьях русского комбинаторного словаря (модели управления, лексические функции, синтаксические и семантические признаки русских лексем) и в онтологии OntoEtap. Также будут обсуждаться некоторые теоретические проблемы, которые возникают при работе над правилами, в частности проблема выявления в предложении нереферентных именных групп, которые не способны быть антецедентами местоимений 3 лица, и установления перечня конструкций, в которых существительные приобретают это свойство.
Презентация
538-е заседание
17 марта 2017 состоялся доклад Александра Чедовича Пиперского (Институт лингвистики РГГУ, Школа филологии НИУ ВШЭ) "Разные методы сравнения корпусов на основе частотных словарей"
Краткое содержание доклада:
Оценка близости корпусов на основе мер частотности активно разрабатывается в корпусной лингвистике уже два десятилетия (ср., в частности, работы А. Килгарриффа и А. Я. Шайкевича). В докладе предлагается оценка существующих мер (хи-квадрат, коэффициент корреляции Спирмена, сумма минимальных частот, близость по ключевым словам) с помощью корпусов известной степени сходства (Known-Similarity Corpora), а также обсуждается, на единицах какого уровня (символьные n-граммы, словоформы, леммы) сравнение оказывается наиболее качественным. В качестве примера исследования, для которого полезно измерять близость корпусов, проводится анализ языка русской поэзии: для сравнения берутся корпуса различных русских поэтов, и полученный результат сопоставляется с известными данными из истории литературы.
Презентация
|