Семинар Лаборатории обработки сенсорной ... >> Семинары 2022 г. >> Аннотация к докл. В.А. Антонца 24.02.202...
Постулаты когнитивной теории мышления и их следствия
Владимир Александрович Антонец Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, г. Нижний Новгород, Россия Институт прикладной физики РАН, г. Нижний Новгород, Россия e-mail: antonetsva@gmail.com
Аннотация
Предложена теоретическая модель процесса мышления, рассматриваемого как совокупность операций по формированию когнитивных обобщений уровня категорий (концептов, понятий).
Метод создания теоретической модели основан на подходе, используемом в естественных науках. Он предполагает выбор небольшого числа достоверных фактов, которые принимаются за истинные на основании их очевидности. На основе этих фактов, установленных в различных по содержанию научных дисциплинах, формулируются аксиомы предлагаемой теории. Далее из принятых аксиом логическим путем выводятся в виде следствий: а) уже известные результаты, которые могли быть получены в различных областях науки, в том числе и отличающихся по содержанию исследований, и в силу этого воспринимавшиеся ранее как не связанные между собой; б) предсказания новых области связей и закономерностей в исследуемой области.
Результаты работы состоят в том, что удается предложить вариант постулативной динамической теории мышления, в которой основными переменными являются количества формируемых, утрачиваемых, осознанных и неосознанных субъектом концептов.
Введенные постулаты и переменные позволили на настоящий момент рассмотреть два вида моделей. Балансные интегро-дифференциальные модели, описывающие накопление объема осознанных и неосознанных концептов, а также комбинаторные модели, описывающие взаимодействия концептов.
Предложенный вариант динамической модели мышления позволил построить разумные теоретические описания процесса спонтанного освоения языка детьми-билингвами в двуязычной среде и способности человека сравнивать между собой семантически разнородные объекты. Логическая схема подхода и используемые в нем представления позволили связать некоторые известные в психологии факты и явным образом компактно сформулировать различие структуры научных и художественных обобщений картины мира. Комментарии
|