ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Войти
Логин:
Пароль:
Забыли пароль?
научная деятельность
структура институтаобразовательные проектыпериодические изданиясотрудники институтапресс-центрконтакты
русский | english
Семинар Лаборатории обработки сенсорной ... >> Семинары 2022 г. >> Аннотация к докл. В.А. Антонца 24.02.202...

Постулаты когнитивной теории мышления и их следствия

Владимир Александрович Антонец
Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, г. Нижний Новгород, Россия
Институт прикладной физики РАН, г. Нижний Новгород, Россия
e-mail: antonetsva@gmail.com

Аннотация

Предложена теоретическая модель процесса мышления, рассматриваемого как совокупность операций по формированию когнитивных обобщений уровня категорий (концептов, понятий).

Метод создания теоретической модели основан на подходе, используемом в естественных науках. Он предполагает выбор небольшого числа достоверных фактов, которые принимаются за истинные на основании их очевидности. На основе этих фактов, установленных в различных по содержанию научных дисциплинах, формулируются аксиомы предлагаемой теории. Далее из принятых аксиом логическим путем выводятся в виде следствий:
а) уже известные результаты, которые могли быть получены в различных областях науки, в том числе и отличающихся по содержанию исследований, и в силу этого воспринимавшиеся ранее как не связанные между собой;
б) предсказания новых области связей и закономерностей в исследуемой области.

Результаты работы состоят в том, что удается предложить вариант постулативной динамической теории мышления, в которой основными переменными являются количества формируемых, утрачиваемых, осознанных и неосознанных субъектом концептов.

Введенные постулаты и переменные позволили на настоящий момент рассмотреть два вида моделей. Балансные интегро-дифференциальные модели, описывающие накопление объема осознанных и неосознанных концептов, а также комбинаторные модели, описывающие взаимодействия концептов.

Предложенный вариант динамической модели мышления позволил построить разумные теоретические описания процесса спонтанного освоения языка детьми-билингвами в двуязычной среде и способности человека сравнивать между собой семантически разнородные объекты. Логическая схема подхода и используемые в нем представления позволили связать некоторые известные в психологии факты и явным образом компактно сформулировать различие структуры научных и художественных обобщений картины мира.

Комментарии

НОВОСТИ И ОБЪЯВЛЕНИЯ
Семинар «Глобус»: 11 апреля (четверг), 15:40, ауд. 401 НМУ. Михаил Цфасман «Конфигурации квадратичны...
Совместный семинар ИПЭЭ РАН и ИППИ РАН по проблемам сенсорной физиологии: 11 апреля (четверг), 14:30...
Московский телекоммуникационный семинар: 5 апреля (пятница), 17:00, онлайн. Роман Бычков (Сколтех) «...
Совместный семинар ИПЭЭ РАН и ИППИ РАН по проблемам сенсорной физиологии: 28 марта (четверг), 14:30,...
Открытый семинар сектора репродукции и синтеза цвета: 21 марта (четверг), 17:00, ауд. 307. Владимир ...
Семинар «Глобус»: 21 марта (четверг), 15:40, ауд. 401 НМУ. Александра Скрипченко (ВШЭ) «Задача Новик...
Совместный семинар ИПЭЭ РАН и ИППИ РАН по проблемам сенсорной физиологии: 14 марта (четверг), 15:30,...
Семинар Добрушинской математической лаборатории ИППИ РАН: 12 марта, вторник, 16:00, ауд. 307. Михаи...
Семинар лаборатории № 8 по проблемам сенсорной физиологии: 7 марта, 14:30, малый конференц-зал ИПЭЭ....
Введение в физику полимеров: вторник 4 марта, 14:00, ИППИ к. 307, д.ф.-м.н. А.В.Чертович, ФИЦ ХФ РАН...
Все новости   
 

 

© Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Институт проблем передачи информации им. А.А. Харкевича Российской академии наук, 2024
Об институте  |  Контакты  |  Противодействие коррупции