В Институте проблем передачи информации им. А.А. Харкевича Российской академии наук (ИППИ РАН) подвели итоги летней школы: в этом году в ней приняли участие студенты-бакалавры Московского физико-технического института и НИУ Высшая школа экономики. На прошедшей в сентябре 40-й Междисицплинарной школе-конференции «Информационные технологии и системы» (ИТиС 2016) 14 студентов представили свои первые научные работы, подготовленные в лабораториях Института в рамках летней школы. Сейчас ребята готовят расширенные и дополненные версии своих статей на английском языке, которые будут поданы в международные научные журналы.
В этом году студенты «примеряли» на себя роль учёных в нескольких научных подразделениях ИППИ РАН: в Лаборатории методов анализа и синтеза сетевых протоколов (№18), Лаборатории интеллектуального анализа данных и предсказательного моделирования (№10) и в Секторе анализа данных в нейронауках (№10.3). Задачи, над которыми работали участники летней школы, были взяты из текущих научно-исследовательских проектов.
Например, работа Артёма Борзова по предсказанию генотипа по фенотипическим признакам у носителей мутации болезни Гентингтона состоялась в рамках международного междисциплинарного проекта Enroll-HD по изучению этой болезни, в котором ИППИ РАН принимает участие совместно с ФГБНУ «Научный центр неврологии».
Артём Борзов, студент четвёртого курса базовой кафедры ИППИ РАН на факультете управления и прикладной математики МФТИ, рассказал о проведенном исследовании (на ИТиС 2016 он представлял постер): – Болезнь Гентингтона – удобный модельный объект для изучения нейродегенеративных процессов, т.к. при наличии мутации болезнь развивается в 100 процентах случаев. Мы работали с большими базами данных, собранными по болезни Гентингтона, и для нас было важно понять, есть ли вообще в этих данных какой-то сигнал, можно ли их как-то интерпретировать. Полученные результаты по точности предсказания нас обнадежили, и в скором времени мы перейдем к задачам, более релевантным для клиники и непосредственного лечения людей. |
|
|
Научный руководитель Артёма, заведующий Сектором №10.3 ИППИ РАН Михаил Беляев, также курировал работу студентов Физтеха по решению задач классификации в липидомике мозга по данным, предоставленным группой профессора Сколтеха Филиппа Хайтовича. Кроме того в рамках летней школы в Секторе №10.3 над анализом коннектомов работали студенты факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ.
«Представьте себе сеть Wi-Fi, в которой очень много, несколько тысяч станций. И все они замечательно работают, пока точка доступа контролирует процесс передачи данных в сети. А теперь представьте, что точка доступа вдруг перезагрузилась, и все эти тысячи станций должны заново к ней подключиться! Точка доступа ничего не знает о станциях, пока они к ней не подключатся, и доступные ей механизмы контроля ограничены. Вот именно алгоритм одновременного подключения я и разрабатывала», – рассказала о своей работе студентка четвёртого курса базовой кафедры ИППИ РАН на факультете радиотехники и кибернетики МФТИ | |
Екатерина Степанова. Катя выступила на ИТиС 2016 с англоязычным докладом, подготовив, возможно, самую красочную презентацию. |
Однокурсник Кати Алипаша Бабаев исследовал технологию, применимую в Интернете вещей:
– Последнее время большую популярность набирает новая технология создания сенсорных сетей LoRaWAN. Вокруг неё много шумихи, тем не менее, обширного развёртывания сетей с этой технологией не наблюдается и неизвестно, насколько заявляемые возможности технологии соответствуют действительности. Я изучил эффективность LoRaWAN и предложил решения для увеличения пропускной способности сети.
Катя и Алипаша прошли летнюю школу в Лаборатории методов анализа и синтеза сетевых протоколов (№18) ИППИ РАН. Стоит отметить, что в Лаборатории №18 студентов учат не только техническим и теоретическим основам систем связи, но также и умению представлять свою работу перед широкой публикой. Хорошее знание английского языка – обязательное условие при приёме в Лабораторию.
«Это необходимо, ведь английский – это язык современной науки» - уверен научный руководитель Кати и Алипаши, младший научный сотрудник Лаборатории №18 Дмитрий Банков. Дима остался работать в Институте после успешно пройденной летней школы в 2013 году, и вот уже второе лето подряд он помогает практикантам делать первые научные шаги. «Задачи для студентов подбираются так, чтобы, во-первых, они были полезными с образовательной точки зрения, а во-вторых, чтобы их можно было продолжить», - описал Дима основной принцип летней школы.
Этот принцип действует во всех лабораториях Института, принимающих студентов на летнюю практику. Сейчас участники готовят расширенные англоязычные версии своих статей, которые будут поданы в международные научные журналы и, в виде тезисов, на зарубежные конференции. Полученные результаты станут основой бакалаврских дипломов. Сами же ребята органично вливаются в коллективы лабораторий, становясь полноправными сотрудниками ИППИ РАН.
Студенты, прошедшие летнюю школу в Секторе анализа данных в нейронауках №10.3, слева направо: Александр Иванов (ВШЭ), Антон Василюк (МФТИ), Максим Писов (МФТИ), Анна Ткачев (ВШЭ), Михаил Беляев (руководитель), Артём Борзов (МФТИ), Анкар Курмуков (ВШЭ), Амир Сафиуллин (ВШЭ)
Катерина Степанова, Дмитрий Банков и Алипаша Бабаев
Стажеры Лаборатории анализа и синтеза сетевых протоколов №18 Алексей Малышев и Михаил Любогощев вместе с научным руководителем Артёмом Красиловым (в центре)
Стажеры Лаборатории интеллектуального анализа данных и предсказательного моделирования: Константин Славнов (ВШЭ), Максимом Панов (руководитель), Анастасия Колоскова и Игорь Силин (МФТИ)
14.10.2016 | |