Войти
Логин:
Пароль:
Забыли пароль?
научная деятельность
структура институтаобразовательные проектыпериодические изданиясотрудники институтапресс-центрконтакты
русский | english
История института >> Р.Л. Добрушин >> Е.A. Арутюнян и Б.C. Нахапетян

  Роланд Львович Добpушин и Армения
Е.A. Арутюнян и Б.C. Нахапетян
 
Впервые Роланд Львович посетил Армению в 1958 году в качестве участника проходившей в Ереване Всесоюзной конференции по теории вероятностей и математической статистике. Исследования в этой области математики в Армении только начинались, и эта конференция, организованная Гоар Амбарцумян и Сергеем Туманяном, сыграла очень важную роль в дальнейшем развитии теории вероятностей и математической статистики в нашей республике.

Добрушин, уже тогда известный математик, выступил на конференции сразу с тремя докладами (один из них – совместный с Я.И. Хургиным и Б.С. Цыбаковым).

Трудно сказать, какие чувства испытовал Добрушин, впервые познакомившись с культурой, бытом, историей нашего народа, но с тех пор Армения стала для него родным местом, куда он приезжал постоянно и где его всегда ждали с нетерпением. Должна была быть какая-то из ряда вон выходящая, исключительная причина, чтобы Роланд Львович отказался от возможности приехать в Армению. Более того, очень часто инициатива по проведению здесь различных школ и конференций исходила от него. В Армении у него была целая группа учеников, работающих в области теории информации и статистической механики. Вклад Добрушина в становление этих направлений математики в Армении исключительно значим и неоспорим.

Будучи выдающимся математиком, Роланд Львович как учитель и наставник был не менее велик. Как правило, он вводил ученика в предмет, сделав с ним совместную работу. Поскольку одним из соавторов был он сам, поставленная задача всегда была актуальной и интересной. В процессе совместной работы ученик получал прекрасную возможность следить за ходом мысли Роланда Львовича, дискутировать с ним и посредством его мощной поддержки познать незабываемое чувство достижения научного успеха. Далее ученик должен был работать самостоятельно. Но и тогда Роланд Львович всегда готов был выслушать и проконсультировать своего подопечного. Если учесть при этом исключительные душевные качества Роланда Львовича – его бескорыстие, доброту, готовность помочь, благожелательность, то становится ясно, что всем ученикам Добрушина (в том числе и нам) в научной жизни повезло несказанно.

Роланд Львович был удивительно гостеприимным человеком. Каждый раз, приезжая в Москву и встречаясь с ним у него дома, мы ощущали это в полной мере. Всегда после обсуждения научных вопросов нас ждал накрытый стол и далее шла беседа на общие темы. Роланд Львович всегда интересовался жизнью Армении, спрашивал о своих учениках, знакомых, которых у него в Армении было множество, особенно среди ученых и людей культуры.

Работать с Добрушиным было и легко и трудно одновременно. Легко, потому что все то, что ему сообщалось, он понимал мгновенно и полностью. Трудно, потому что надо было быть в исключительном напряжении, чтобы воспринять и постичь все сказанное им (и это при том, что Добрушин обладал талантом просто и доступно излагать весьма трудные вопросы). Он был генератором идей, которыми делился абсолютно бескорыстно, поскольку главным для него всегда было познание.

Обладая выдающимися качествами, Добрушин, сталкиваясь с простыми житейскими проблемами, очень часто терялся и не находил решения. С этим связано много забавных эпизодов из его жизни. Однажды, путешествуя с ним по Восточной Армении, мы остановились в гостинице одного захолустного городка. В номере у Добрушина была совершенно необычная туалетная комната. Чтобы добраться до туалета необходимо было открыть и закрыть в строго определенной последовательности три (!) двери. Но этим дело не кончалось. Была и другая проблема. Бачок располагался довольно высоко, а цепочка, приводящая в движение рычажок слива воды, отсутствовала. С первой, по сути своей логической, задачей Добрушин справился блестяще, мгновенно вычислив нужную комбинацию (заметим, что одному из нас, сопровождавших Добрушина в этой поездке, пришлось повозиться, прежде чем решение это им было найдено). С другой задачей Добрушин справиться не смог, хотя для ее решения надо было просто вытянуть руку и нажать на рычажок (что при росте Добрушина не могло вызвать затруднений).

Вспоминается и другой случай. Во время одного из походов Добрушин потерял шнурок от одного из своих ботинок. Не зная как быть, он очень обрадовался, когда ему подсказали, что можно разорвать имеющийся шнурок на две половинки и использовать одну из них в качестве шнурка для другого ботинка.

Добрушин очень любил танцевать. Глядя на то, как он танцует, сразу можно было понять, что пред вами очень добрый, открытый, милый человек с большим чувством юмора.

О Добрушине можно говорить и писать бесконечно много. Но завершая эти строки о нем, мы хотим сказать, что судьба была благосклонна к нам, подарив счастье встречи и сотрудничества с этим великим человеком. Мы благодарны ей за это.
НОВОСТИ И ОБЪЯВЛЕНИЯ
Семинар "Структурные модели и глубинное обучение": 6.12.2016 (вторник), ауд. 615 ИППИ,18:30. Bykov...
Семинар по теории кодирования: 6.12.2016 (вторник),19:00, ауд.307 ИППИ. Сергей Еханин "Максимально в...
Семинар Добрушинской математической лаборатории: 6.12.2016 (вторник), 16:00, ауд. 307 ИППИ РАН. Геор...
На портале Постнаука в рамках проекта "Математические прогулки" опубликована статья от первого лица ...
Игорь Кричевер, главный научный сотрудник ИППИ РАН, директор Центра перспективных исследований Скол...
28 октября на Ученом совете сотрудники ИППИ РАН вспоминали И.А. Овсеевича, которому 19 ноября 2016 г...
Заведующий Сектором геоинформационных технологий и систем ИППИ РАН Валерий Гитис в программе "Черны...
На портале Постнаука в рамках проекта "Математические прогулки" опубликована статья от первого лица ...
Семинар лаборатории № 8: 1 декабря в 14:30 в ИПЭЭ РАН. О.Ю. Орлов, В.А. Бастаков, П.В. Максимов. Код...
Семинар "Структурные модели и глубинное обучение": 29.11.2016 (вторник), ауд. 615 ИППИ,18:30. Владим...
Семинар по теории кодирования: 29.11.2016 (вторник),19:00, ауд.307 ИППИ. Илья Шкредов (МИАН, ИППИ) ...
Открытый семинар Сектора анализа данных в нейронауках №10.3: 28.11.2016 (понедельник), 12:15, ауд. 6...
Семинар Добрушинской математической лаборатории: 29.11.2016 (вторник), 16:00, ауд. 307 ИППИ РАН. Юри...
Доступны для скачивания аудиозапись и презентация доклада Алексея Викторовича Чернавского "Вклад Н.А...
Врио директора ИППИ РАН Андрей Соболевский принял участие в круглом столе «Инновационные подходы к с...
Все новости   
 

 

  © Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Институт проблем передачи информации им. А.А. Харкевича Российской академии наук, 2016
Об институте  |  Контакты  |  Старая версия сайта